Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Харьковская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области"
О школе
Харьковская средняя школа находится в сельской глубинке: в 58 километрах от районного центра, в 270 - от областного. Несмотря на отдалённость, здесь в ладу и согласии живут и работают дети в зрослые, стараясь шагать в ногу со временем. В школьном дворе дорожный указатель, отсчитывающий километры до Белгорода, нашего областного центра, и всемирноизвестных городов: Москвы, Парижа, Вашингтона. Это вовсе не чудачество, а намёк на то, что наша школа - центр Вселенной, точка отсчёта, от которой начинается для её учеников дорога в большой мир. Можно выделить основные вехи в биографии школы: 1974 - открытие школы; 1975 - школа становится средней; 1977 - школа делает свой первый выпуск; 1978 - закладка пришкольного парка; к 70-ым годам относится годам относится создание производственной бригады, деятельность которой отмечена Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ; 1980 - школа начинает работать в режиме учебно-воспитательного комплекса; 2002 - школа становится участницей областного конкурса "Школа года", 2003 год - открытие в школьном дворе памятника легендарному земляку С.М. Будённому; 2005 - школа становится победителем областного конкурса по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; 2020 - школа стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной активности", 2021 - школа занесена на областную доску почёта. Наша школа - школа с человеческим лицом, где ценят умных, добрых, настойчивых в достижении своих целей людей. Самое главное достояние школы-дети, созвездие талантов, те, за кем будущее.
История школы
Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. ммДолгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны.
1 сентября 1974 года в истории села свершилось знаменательное событие – открылась только что построенная двухэтажная школа-красавица. У её истоков стояли настоящие учителя, беззаветно преданные своему делу, они были для своих питомцев примером во всём. Первый директор школы Кулько Иван Степанович, внук крепостного, селькор, политработник, воин, талантливы й учитель-математик; три голода пережил, прошёл три войны, фашистский плен, советский проверочный лагерь. Он всегда оставался оптимистом, много сделал для школы на этапе её формирования.
На вечерах встречи выпускников разных лет всегда с теплотой вспоминают о Бондаренко В.А., талантливом педагоге, который был кумиром для многих поколений. Огромных успехов со своими учениками он добился в авиамоделировании: многоступенчатые ракеты, планеры, самолёты. Неоднократно Владимир Афанасьевич со своими воспитанниками побеждал на областных соревнованиях по авиамоделированию. За активную деятельность он был награждён медалью «За трудовое отличие».
В вестибюле школы слова: «Россия – Родина! Харьковское – колыбель!» Прямое указание на то, что человек неразрывно связан со своей малой родиной, местом, где забил родничок его жизни.
Их автор заслуженный учитель Российской Федерации Бондарь Валерий Иванович, автор не только слов, но и самой школы, которой без остатка отдал 50 лет жизни. В 1977 году, тогда ещё совсем молодой, он возглавил учебное заведение. Недавно открытая школа находилась на пустыре. Столько сил пришлось приложить, чтобы разбить пришкольный парк (посадочного материала не было, старшеклассники под руководством учителя труда копали в лесопосадках саженцы-сеянцы, которые высаживали на территории школы). Были разбиты клумбы, оборудован стадион, спортивный городок.


Образование и формы обучения
Учебный процесс в учреждении организован разнообразно. Урок - основная форма организации обучения, позволяющая эфективно осуществлять учебно-познавательную деятельность обучающихся. Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.
Программа развития
Настоящая Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Харьковская средняя общеобразовательная школы Ровеньского района Белгородской области» на период до 2024 года в контексте современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательной организации.
Программа подготовлена рабочей группой, включающей администрацию школы, педагогов, членов Управляющего Совета, обучающихся.
Методологической основой разработки Программы является теория социально-педагогического проектирования основных направлений развития, которая позволяет рассматривать школу как субъект и целостный организм в развивающейся и постоянно изменяющейся среде.
Фотографии

