МБОУ "Харьковская средняя общеобразовательная школа"
 Село Харьковское Ровеньского района Белгородской области
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Харьковская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области"

    Харьковская средняя школа находится в сельской глубинке: в 58 километрах от районного центра, в 270 - от областного. Несмотря на отдалённость, здесь в ладу и согласии живут и работают дети в зрослые, стараясь шагать в ногу со временем. В школьном дворе дорожный указатель, отсчитывающий километры до Белгорода, нашего областного центра, и всемирноизвестных городов: Москвы, Парижа, Вашингтона. Это вовсе не чудачество, а намёк на то, что наша школа - центр Вселенной, точка отсчёта, от которой начинается для её учеников дорога в большой мир. Можно выделить основные вехи в биографии школы: 1974 - открытие школы; 1975 - школа становится средней; 1977 - школа делает свой первый выпуск; 1978 - закладка пришкольного парка; к 70-ым годам относится годам относится создание производственной бригады, деятельность которой отмечена Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ; 1980 - школа начинает работать в режиме учебно-воспитательного комплекса; 2002 - школа становится участницей областного конкурса "Школа года", 2003 год - открытие в школьном дворе памятника легендарному земляку С.М. Будённому; 2005 - школа становится победителем областного конкурса по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; 2020 - школа стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной активности", 2021 - школа занесена на областную доску почёта. Наша школа - школа с человеческим лицом, где ценят умных, добрых, настойчивых в достижении своих целей людей. Самое главное достояние школы-дети, созвездие талантов, те, за кем будущее.   

    История школы

    Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. ммДолгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны. Долгое время в Харьковском существовала лишь начальная школа, которая располагалась в здании церковной караулки. В первые годы советской власти учительницей в ней была Евреинова Анастасия Васильевна. Родом из Чернигова, дворянка по происхождению, она окончила Черниговскую женскую гимназию. Сохранилась фотография первой учительницы, на которой запечатлён облик утончённой молодой женщины, поражает её лицо, словно высвеченное изнутри ощущением полноты жизни. По воспоминаниям харьковчан, Анастасия Васильевна была человеком необыкновенным: её правильный русский выговор отличался от местного говора, одевалась она «по-городскому», волосы укладывала в высокую причёску. И была непререкаемым авторитетом на селе. В ней сочетались требовательность и безграничная любовь к детям. Она жалела ребятишек, которые приходили в школу в изорванной одежде, часто босые. После войны ей пришлось учить переростков, которые были не всегда послушны.

    1 сентября 1974 года в истории села свершилось знаменательное событие – открылась только что построенная двухэтажная школа-красавица. У её истоков стояли настоящие учителя, беззаветно преданные своему делу, они были для своих питомцев примером во всём. Первый директор школы Кулько Иван Степанович, внук крепостного, селькор, политработник, воин, талантливы    й учитель-математик; три голода пережил, прошёл три войны, фашистский плен, советский проверочный лагерь. Он всегда оставался оптимистом, много сделал для школы на этапе её формирования.

    На вечерах встречи выпускников разных лет всегда с теплотой вспоминают о Бондаренко В.А., талантливом педагоге, который был кумиром для многих поколений. Огромных успехов со своими учениками он добился в авиамоделировании: многоступенчатые ракеты, планеры, самолёты. Неоднократно Владимир Афанасьевич со своими воспитанниками побеждал на областных соревнованиях по авиамоделированию. За активную деятельность он был награждён медалью «За трудовое отличие». 

    В вестибюле школы слова: «Россия – Родина! Харьковское – колыбель!» Прямое указание на то, что человек неразрывно связан со своей малой родиной, местом, где забил родничок его жизни.

    Их автор заслуженный учитель Российской Федерации Бондарь Валерий Иванович, автор не только слов, но и самой школы, которой без остатка отдал 50 лет жизни. В 1977 году, тогда ещё совсем молодой, он возглавил учебное заведение. Недавно открытая школа находилась на пустыре. Столько сил пришлось приложить, чтобы разбить пришкольный парк (посадочного материала не было, старшеклассники под руководством учителя труда копали в лесопосадках саженцы-сеянцы, которые высаживали на территории школы). Были разбиты клумбы, оборудован стадион, спортивный городок.

    Образование и формы обучения

    Учебный процесс в учреждении организован разнообразно. Урок - основная форма организации обучения,  позволяющая эфективно осуществлять учебно-познавательную деятельность обучающихся. Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

    Кроме урока, существуют и другие организационные формы обучения. Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

    Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими. Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

    Конференция (учебная)– организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

    Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

    Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

    Экскурсия (учебная) – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

    Домашняя самостоятельная работа – составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

    Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах.

    Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

    Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

    Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

    Зачет – форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

    Предметные кружки и другие подобные им формы обучения {мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и но содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.

    На основе кружковой работы в учреждении создано научное обществ.

    Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Настоящая  Программа  является  стратегическим  документом, определяющим  пути  и  основные  направления  развития  муниципального бюджетного  общеобразовательного  учреждения  «Харьковская средняя общеобразовательная  школы  Ровеньского  района  Белгородской  области»  на период до 2024 года в контексте современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательной организации.  
    Программа  подготовлена  рабочей  группой,  включающей  администрацию школы, педагогов, членов Управляющего Совета, обучающихся. 
    Методологической  основой  разработки  Программы  является  теория социально-педагогического  проектирования  основных  направлений  развития, которая  позволяет рассматривать  школу  как  субъект  и целостный  организм  в развивающейся и постоянно изменяющейся среде.  
    Ключевой идеей программы является идея развития. Программа исходит из необходимости  сохранения  ценностно-смыслового  ядра  развития  школы  с корректировкой  содержательного  и  целевого  блоков  с учетом  требований компетентностного подхода и современной социокультурной ситуации.  
    В  программе  развития  отражены  приоритеты  региональной образовательной  политики,  изложенные  в  Региональной    Стратегии  развития образования    «Доброжелательная  школа»,  что  учтено  при проектировании содержания программы через:  
    - соблюдение принципов гуманизации образования;  
    - учет  потребностей  государственных  и  общественных  организаций, научных,  культурных,  образовательных  учреждений  в  развитии  человеческих ресурсов;  
    - обеспечение  условий  для  интеграции  образовательного  учреждения  в российскую образовательную систему;  
    - учет ожиданий различных социальных групп населения;  
    - создание  условий,  стимулирующих  рост  личностных  достижений воспитанников и обучающихся.  
    Разработка  программы  развития  школы  осуществлена,  исходя  из понимания  того,  что  развитие  носит  вероятностный  характер,  так  как  этот процесс  обусловлен  многообразием  внутренних  и  внешних факторов, влияющих  на  него  на  протяжении  некоего  временного  периода.  Факторы различаются  по  происхождению,  направленности  и  периодичности  действия, степени и характеру. Цели и задачи, которые ставит школа перед собой, в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично. Предполагается, что в процессе реализации программы развития, в школе могут  появляться  новые,  позитивные  непрогнозируемые  элементы  – новообразования,  появление  которых  предполагается  отслеживать  в  период 
    осуществления  программы  развития  и  фиксировать  при  управленческом анализе.  
    С  учетом  всего  сказанного  выше программа  предусматривает проработку ценностно-целевого  блока  и  определение  ключевых  направлений  развития образовательной  системы  школы,  которые  в дальнейшем  будут конкретизированы  в  инициативных  проектах,  разрабатываемых  субъектами образовательного процесса школы, и в годовых планах работы школы.  

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie